Самое интересное от Яна Арта

Привычка сравнения

A A= A+ 31.12.2012

Тринадцатый год: с надеждой на несравнимое.

Когда я был маленький, 13-й год носил, как сказали бы сегодня, особый сакральный код для России. Люди постарше поймут, о чем я. Фраза «по сравнению с 13-м годом» набила оскомину всем читателям школьных и университетских учебников. Тогда все производимое, создаваемое, вылупляемое и заворачиваемое в стране сравнивали с 1913 годом – последним предвоенным годом Российской империи. И из этих сравнений, как правило, выяснялось, что чугуна мы теперь делаем настолько больше, стали – настолько-то, макаронных изделий – настолько-то, а по космическим кораблям – вообще превзошли напрочь.

Старались не сравнивать объемы экспорта зерна – никак не могли догнать. Ну, шустовский коньяк тоже не сравнивали. В 30-е приноровились было «сравниваться» с Америкой, даже станки выпускали ДИП – «Догнать и перегнать Америку». Но потом от этих ведущих к инфаркту попыток отказались и стали сравнивать самих себя с собой же – только старорежимными.

Конечно, сравнения хромали. На одном из съездов советских писателей радостный идиот докладывал: «Как поднялся при советской власти уровень литературы! Сейчас у нас в Тульской области 300 членов союза писателей, а до революции в губернии был только один писатель». Из зала спросили: «Кто?» – «Лев Толстой…».

Привычка сравнения осталась. И заставляет задуматься: а оно правильно?

До кризиса было модно говорить об идее удвоения ВВП. Почему удвоения – никто не задумывался. Видимо, потому, что если чего-то в два раза больше, чем сейчас имеем, то будет нам счастье. Банкиры, говоря о планах своего банка, обычно заявляют о желании войти в какой-нибудь топ-10, топ-50 или топ-100. На банковском рынке уровень развития того или иного сервиса или продукта мы по привычке сравниваем с прошлым годом и даем в процентах. В итоге у нас по некоторым показателям рост зашкаливает все мыслимые в иных странах возможности. По-научному это звучит «эффект низкой базы». Но в отчетах – красиво.

Недавно очередная сравнительная задача поставлена. Президент велел, чтобы в рейтинге благоприятствования бизнесу Россия поднялась со сто какого-то на двадцатое место. Иными словами – поднялась в сравнении с другими.

А точно нам нужен именно удвоенный ВВП? Точно стране нужно кредитов на 30% больше, чем в предыдущем году? Точно бизнес начнет процветать именно на 20-м месте рейтинга?

Не знаю. Наша реальная жизнь, реальные потребности как-то все чаще скрываются за отчетами и графиками. В результате идет полная деформация целей и соответствия того, что мы делаем, тому, что нам действительно надо. Ну, представьте, что вы выросли на 20% или стали тяжелее на 30%. Вас это точно порадует?

Словом, как-то хочется начать жить без сравнений. Тем более, что сравнения всегда упрощают и выхолащивают жизнь. Как сказал когда-то Жан Кокто, «критики всегда сравнивают. Несравнимое от них ускользает».

Так что все выше написанное – это не колонка. Это предновогодний тост. За то, чтобы в очередном тринадцатом году мы перестали сравнивать и начали просто жить. Перестали оглядываться и от этого спотыкаться. И, наконец, получили бы от этой жизни, от этого года что-то несравнимое. Даже если оно не попадает в топ-10 самых несравнимых вещей на свете.

Хотя вру. Сейчас много говорят о борьбе с «пробками». Очень хочется сравнить, а чем стало отличаться стояние в «пробке» допотопно-лужковского времени до стояния в современной, почти побежденной и оснащенной специальными полосами «пробке». Прямо с помощью секундомера сравнить, зафиксировать и циферблатом им в мор… Впрочем, кажется, отвлекся.

С новым годом, дорогие читатели Bankir.Ru.


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
3971